Артём Кушнир

На главную!
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ТЮМЕНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

“За пустырями , за бурьянами …” : опыт анализа

В стане тюменских поэтов Владимир Белов занимает особое место.Об этом говорит множество фактов , в частности , обилие точек зрения на проблему значимости творчества поэта.Приведем их здесь.

Так , С.А.Комаров в предисловии к пока что единственному авторскому сборнику поэта пишет : “Владимир Белов - это , по всей видимости , единственный из “тюменских поэтов” , кто именно строем своих произведений подключен к глубинным процессам надрегионального литературного развития тех лет.Поэтому и сегодня , в кардинально изменившихся условиях жизни , мы можем сердечно и безусловно принять этот труд “тайной жизни” нашего земляка и сказать о нем благодарное слово.”

А вот что говорит доктор филологических наук , профессор Юрий Анатольевич Мешков в своей свежей книге “О поэтах хороших и разных”:”Он был Поэтом.Когда друзья собрали и издали посмертно подборку его стихов в коллективном сборнике , эта высокая избранность стала очевидной и тем , кого он при жизни , возможно , и раздражал.”

Несколько с других позиций рассматривает творчество Белова Наталья Александровна Рогачева.В книге для учителя и ученика “Литература Тюменского края” она пишет : “Даже центральный образ страдающего поэта слишком знаком и напоминает Надсона.Выход единственной книги стихов в 1992 году и избранной лирики в сборнике “Поколение покоя”(1996) оказались запоздалыми на фоне новых течений современной поэзии.При этом очевидно , что В.Белов не станет объектом литературоведческих штудий , его имя не войдет в справочники по русской поэзии.”

Однако несмотря на столь категоричное мнение , поэзия Владимира Белова и сейчас , спустя семнадцать лет после его смерти , продолжает жить. В уже процитированной выше книге Ю.А.Мешкова “О поэтах хороших и разных” 2000 года выпуска есть глава , посвященная творчеству поэта.В журнале “Сибирское богатство” напечатаны некоторые ранее не публиковавшиеся стихотворения В.Белова .

Обно из таких стихотворений и является предметом нашего анализа.Стихотворение “За пустырями , за бурьянами …” входит в цикл “Огонь на ветру” и впервые напечатано в третьем номере журнала “Сибирское богатство”.

1 За пустырями , за бурьянами

2 В ржаной обветренной дали

3 Закаты красными туманами

4 Легли от неба до земли .

5 И снова сердце видит с болью .

6 Кто в этой боли виноват ?

7 Стоят калины по-над взгорью ,

    1. Сгибаясь ветками в закат .
    2. И там , в берёзах и осинах ,
    3. В багровой шали до бровей
    4. Стоит былинная Россия -
    5. Вся в обелисках сыновей !
    6. И , молча выйдя за калитки ,
    7. Чьи мамы с давних лет войны
    8. Без слёз уже и без улыбки
    9. Стоят у красной тишины !
    10. И ждут , вздыхая виновато ,
    11. У городов и сёл страны ,
    12. Там … в тёмных заревах закатов
    13. Остались их сыны …1

Стихотворение написано трехстопным ямбом с пиррихием на 6-м слоге . Ямб (наряду с хореем) является традиционным для русской поэзии . Рифмовка перекрестная ,рифмы мужские (закат – виноват) , и женские (болью _ взгорью) , а также один случай дактилической (бурьянами – туманами) .

В первых четырех стихах , используя нагнетание пространственных предлогов за , в , от , до , автор создает зримое ощущение пространства . Уже здесь мы видим метонимию - “ржаной … дали “ (сравните у Есенина - “гречневые просторы”) и сложную метафору , которая является цепочечной , развертывание ее идет по следующей цепи - закаты –легли – красными туманами .

Однако в этих четырех стихах тематический узел стихотворения - война - никак ощутимо не проявляется . Тема этого стихотворения - война и причиненные ею страдания , но идея намного шире - она в стремлении доказать целостность и беспредельность мира , изображаемого в стихотворении .

Поэт стремится показать мир во всей беспредельности его пространства и времени . (Здесь заметно влияние творчества Юрия Кузнецова , но об этом мы еше скажем ниже ). В итоге этот бескрайний ,бесконечный мир оказывается Россией . О том , что это огромное пространство , говорит обилие ландшафтных характеристик (пустырь , бурьян , даль , небо , земля , калины , взгорье , березы , осины , Россия , калитки , города , сёла ) . Авторская мысль движется , и эту динамику мы четко видим , в частности , в пространственном плане это движение от поля в 1-м стихе к лесу в 9-м стихе , а затем полная картина России в 12-м стихе - “вся в обелисках сыновей” , в 13-м - калитки ,и в 19-м 20-м стихах все опять уходит в бесконечность ( Там … в тёмных заревах закатов // Остались их сыны …).

Ранее отмечалось , что споры вокруг творчества Ю.Кузнецова (неоромантический бунт личности , создание своего мифа о России , обновление блоковской традиции , символико –притчевая образность )

Оказали значительное влияние на творчество раннего Белова .2

И здесь , в этом стихотворении , в 10-м стихе (ровно посередине!) мы видим реминисценцию из Блока - В багровой шали до бровей ( у Блока в стихотворении “Россия” - И плат узорный до бровей ).

Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод , что пространство в данном стихотворении - это некий беспредельный мир . А как же со временем ? Время также является константой , время остановилось с давних лет войны , не зря здесь стоят калины по-над взгорью , стоит былинная Россия , мамы … стоят у красной тишины . Хотя в то же время автор употребляет слова и выражения , которые дают нам понять , что война - это нечто давнее , это то событие , что сделало Россию былинной . Центральный и всеобъемлющий образ стихотворения - это именно былинная Россия .

Таким образом , в стихотворении изображен мир , наделенный особым пространством и временем , мир практически без движения , вечный мир .

Даже если рассмотреть состав лексики стихотворения по частям речи , то получим следующую картину - 33 существительных , 10 глаголов , и 8 прилагательных , т.е. большинство именно существительных . И в этом , так же как и в отсутствии деления на строфы , мы видим стремление показать целостный предметный мир .

Однако статичность художественной действительности вовсе не говорит о статичности авторской мысли . Напротив , авторская мысль динамична , о чем говорит хотя бы синтаксис . Так , именно синтаксис позволяет нам выделить смысловой центр стихотворения . Если мы рассмотрим знаки препинания , завершающие предложения в произведении , то получим следующую картину :

. . ? . ! ! …

По этим знакам можно судить о динамике авторской мысли . Вначале эмоциональный фон стихотворения спокойный , затем появляется вопросительная интонация , затем резкое возрастание эмоциональности , и - тот самый уход в бесконечность .

Особо хочется отметить мотив красного в данном стихотворении .

“ Мотив - устойчивый формально-содержательный компонент литературного текста “ .3 Под мотивом красного мы здесь понимаем не только само слово “красный” , но и другие компоненты поэтической речи , у которых существуют какие-либо связи с красным . Далее мы выделяем слова в данном стихотворении в стихах : 3-м - закаты красными туманами ; 7-м - стоят калины по-над взгорью ; 8-м - сгибаясь ветками в закат ; 10-м - в багровой шали до бровей ; 16-м - стоят у красной тишины ; 19-м - Там … в тёмных заревах закатов . Если бы не знали других стихотворений Владимира Белова , то все это красное означало бы для нас кровь , страдания , закат как смерть . Но мы хорошо знакомы с поэзией Белова , а потому вправе говорить о том , что “красное” , “закаты” - это индивидуально-авторский образ . Достаточно взглянуть на цикл “Полынь и звёзды” , где эти мотивы встречаются практически на каждой странице . Чтобы не быть голословными , приведем их здесь : глухие зарева , зарево полощет , розовые дали , зори , горизонты алы , зарево небес , машет ветер красными ветками , на красных ярах , огненной далью , горизонте красном , краснеют окна , красный бор , Красноглазое солнце , алый мороз , красные снега , краснела … грязь и т.д.

В последующих циклах ( “Голос Любви”) эти мотивы встречаются реже , но зато они выражаются с помощью более глубоких и ёмких образов : краснокрылая вольная птица , цвело полнеба красною геранью .

 

 

 

 



Hosted by uCoz





Все права на текст сохранены за автором
Design by "SKORNYAK DESIGN" January 2002 (c)